Слово «аулия» по сути стало синонимом слова «святой», поэтому часто в районах Башкирии можно встретить родники, горы, пещеры с такими названиями. В нашем районе тоже есть своя Аулия-тау, на вершине которой, согласно легенде, были похоронены святые, принявшие мученическую смерть за веру.
А легенда начинается так:
«Тяжелые времена настали для башкирской земли. Пришел враг с востока. Жестокий враг. Жег кочевья, истреблял аулы. Имя этому народу было - монголы. Башкиры воевали с ожесточением. Если врага не сдержать – погибнет род и племя, а земля будет уже чужой. Не простят этого позора духи наших предков. Джигиты раз за разом уходили в поход по призыву народного ыйына. Сражались доблестно. Не раз обращали в бегство недругов. Но и поражения преследовали батыров.
Один раз нагрянул монгольский отряд на кочевье у этой горы. Не ожидали башкиры этого нападения. Никто тревоги не поднял, не кликнул сполоха сторожевой отряд. Наверное, погибли все в смертельной схватке на дальних подступах к аулу. Только успели девушек спрятать в лесу. Народ мужественно встретил врагов, но силы были неравны. Расправа была жестокой. Аул сожгли, тех, кто сопротивлялся, убили. Оставшихся в живых башкир собрали на майдане.
Монгольский военачальник посмотрел на окровавленные, непреклонные лица вождя рода, стариков, подростков и задумался. А ведь правду говорили ему, - этот народ нельзя сломить, зря хвастался на ханском пиру перед походом, что покорит башкир. Но, все-таки попытаюсь, решил он. Монгол применил излюбленную тактику покорения племени, - это уничтожить под корень его стержень – вождя и его потомство. «Выведите предводителя и его семью» - прозвучал приказ.
Вышли они. Сам вождь, жена, старший сын, невестка и их сын. Их поставили на колени и обнажили шеи. Враги ожидали слезных просьб о пощаде, особенно женщин и ребенка, но приговоренные не проронили ни слова. Даже самый маленький, которому было от роду пять лет, не плакал. Его глаза не по-детски серьезно смотрели на происходящее, и в них не было страха. И их казнили на глазах всех сородичей. Весь майдан взорвался гневными криками башкир. Еще немного и снова пролилась бы кровь. Захватчики еле удержали толпу, тыча копьями в безоружных.
Монгол был недоволен. Его внезапно озарило, этот народ никогда не покорится. И в яростном бессилии, для устрашения, придумал подлость, - приказал не хоронить тела ни на кладбище, ни на любой ровной земле. Если ослушаются повеления, расправа будет жестокой. Уехали враги, оставив после себя разоренный аул, мертвые тела. Оставшиеся в живых стали собирать павших соплеменников в последний путь, аксакалы же собрали совет, чтобы решить, как обойти грозный приказ, не нарушив его, и достойно похоронить казненных.
Долго длился совет. Много было мнений. Но, как говорится, и золотую песчинку добывают, перелопатив кучу земли. Пришла к седобородым мудрая мысль, - если нельзя хоронить на ровной земле, можно на горе. И погрузив тела на верблюдов, поднялись на самую вершину и похоронили. С тех пор там и покоятся останки этих доблестных людей. Поклялись люди хранить память о мучениках до тех пор, пока жив сам башкирский народ. И сила этой клятвы сохраняется и поныне.
Проходят века, меняется облик земли, а гора все так же гордо стоит, храня в себе прах погибших. Со временем люди стали замечать, что на ней происходят необъяснимые явления. На праздники Ураза и Курбан-байрама на вершине горы, где кладбище, светятся таинственные огни. Народ приписал эти чудеса Божьей благодати, изливающейся на могилы.
Стало быть, Господь принял их жертву, в награду наделив вершину горы чудодейственной силой. Людская молва говорит, это святое место помогает очиститься от грехов и излечиться от болезней. И потянулись сюда паломники со всего Башкортостана. Воздать почтение жертвенному подвигу мучеников, вознести молитвы Всевышнему. Многие получили облегчение, побывав здесь. И нарекли эту гору именем Аулия, что значит, - святая».
Людская молва говорит, это святое место помогает очиститься от грехов и излечиться от болезней.